В дом, где смеются, приходит счастье.
Дети раннего возраста деятельные, любопытные, искренние. От маленьких детей к взрослому идут волны умиротворения и доброжелательности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь и ласку. Когда малышу хорошо и спокойно, он быстро развивается, как умственно, так и физически. Что для этого нужно? Прежде всего – обеспечение внутреннего эмоционального благополучия малыша.
Детский сад – новый период в жизни ребенка. Это первый опыт коллективного общения, новых людей, новой обстановки. Не все малыши, принимают этот опыт без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут, вечером встречая родителей, другие перед входом в группу начинают капризничать и плакать, а вечером не хотят идти домой, каждый ребенок реагирует индивидуально.
В общем понимании, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое развитие. Резкое изменение жизни малыша, новое помещение, игрушки, правила жизни – это эмоциональный и информационный стресс.
Адаптация ребенка к детскому саду – это сложный для него процесс. Чтобы малышам было легче войти в жизнь группы, мы много играем, так как игра является ведущим видом деятельности в раннем возрасте.
Основная задача игры в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать положительное отношение к детскому саду.
В нашей работе мы придерживаемся личностно - ориентированного подхода к детям, стараемся понять и принять приходивших к нам малышей такими, какие они есть, уважая личность каждого ребёнка. При общении с детьми выбираем позицию «глаза в глаза», которая смягчает разницу в физическом росте взрослого и ребёнка. Самое естественное в этом случае - присесть на корточки перед ребёнком, можно посадить ребёнка рядом с собой, взять на колени. Используем тактильный контакт (погладить, обнять, подержать за ручку), что очень важно для ребёнка, особенно в период адаптации, когда его «отрывают» от близких.
Чтобы ребёнок почувствовал себя спокойнее, важно направлять его внимание на телесные ощущения: «Смотри, у нас есть волшебный мячик. Он мягкий, гладкий, погладь его. А этот мячик как ёжик, у него колючки. Потрогай его. Давай, покатаю его по твоей ладошке». Включение телесных ощущений снижает тревогу ребёнка и позволяет установить контакт.
Игры с песком и водой оказывают на ребёнка, как развивающее, так и успокаивающее действие, поэтому используем их в своей работе. Игры - упражнения: «Была лужа - и нет её», «Перелей ложечкой», «Волшебное сито».
Играем в пальчиковые игры «Апельсин», «Надуем шарик», «Транспорт», «Жук залез на лесенку». Также ребята любят повторять движения, когда рассказываешь потешки - «Огуречик», «Кошкин дом», «Села птичка на окошко», а кто-то из малышей еще только с интересом наблюдает. Ребята с радостью начинают играть в настольные игры, напольной мозаикой, бизибордами, разными пирамидками. Именно в игре малыши знакомятся с окружающим миром, конструированием, художественной литературой. И уже наблюдается положительная динамика к успешной адаптации.
Поэтому, в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребят в детском саду.
Залогом успешного процесса адаптации к условия детского сада, является четкая, слаженная и последовательная, совместная деятельность всех сотрудников детского сада и родителей наших малышей. И тогда детский сад превратится для наших малышей в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!